На днях, с 5 по 7 апреля, в Москве на ВВЦ состоялась ежегодная выставка предприятий зообизнеса «ЗООРУСЬ — 2002». Так же, как и в прошлом году, мероприятие проходило в павильоне Москва. Выставка эта мало интересна обычным любителям, она предназначена в первую очередь для мелких оптовиков и представителей зоомагазинов. Налаживание горизонтальных связей, просмотр довольно-таки редких новинок и информационный обмен — вот основные цели посетителей этой выставки. По моим наблюдениям, данная выставка с каждым годом сдает свои позиции все больше и больше. Выставка «ЗООРУСЬ 2002» в этом плане особо показательна, в этом году ее проигнорировали абсолютно все крупные поставщики аквариумных товаров. Собственно говоря, участников, имеющих отношение к аквариумистике, было не более десятка. Большинство из них было из Москвы и только одна фирма, «Агидис», приехала из Питера.

Как это бывает традиционно, абсолютное большинство стендов предлагали различное оборудование и аквариумы, совершенно игнорируя растения, рыб и других животных. С одной стороны такой подход понятен, с неживыми товарами проблем меньше, не болит голова о транспортировке и хранении. С другой стороны, не ясно, а где тогда разводчики и импортеры? К тому же, на мой взгляд, такой подход вреден для самих магазинов. Неприхотливый потребитель в магазине исправно покупает китайские помпы и пластиковых водолазов, но за рыбами и за травой им остается один путь — на рынок. Тем приятнее было встретить на выставке экспозицию зоомаркета «Миллион друзей». Аквариумная часть была представлена всего четырьмя профессионально оформленными аквариумами с живыми растениями. Больше ничего не предлагалось, но смотрелось это великолепно. Впрочем, потребитель, в лице полуграмотных владельцев сельских зоомагазинов и продавцов рыночных точек, сюда забредал довольно редко. Эти люди толпились больше в местах с керамическими черепами и затонувшими Титаниками. Впрочем, обсуждать вопросы аквариумной культуры здесь явно не место.

Выводы я могу сделать следующие: данное мероприятие в его теперешнем виде себя изжило. Организаторы выставки должны очень серьезно задуматься о концепции ее проведения и о формировании состава участников. Необходимо шире привлекать поставщиков рыб, крупных разводчиков и профессиональных декораторов. Вероятно, себя оправдает предоставление льготных расценок на участие для подобных экспонентов. А еще интереснее было бы организовать чисто аквариумную или аквариумно-терариумную выставку. Боюсь только, что на сегодняшний день это пожелание является чистой утопией.

Мою полную версию отчета о выставке «ЗООРУСЬ — 2002» вы можете найти в Интернете на сайте www.aquaria.ru.

Слава Юдаков