Подводная фотография занимает немалое место в жизни дайвера. Одно дело просто рассказывать друзьям о подводных красотах и необычных встречах и находках во время погружений, другое — сопроводить свое изложение набором красочных фотографий. Да и для себя лично фотоархив погружений не помешает. Многие нюансы и детали со временем подзабываются, а коллекция фотографий позволяет в любой момент освежить в памяти детали того или иного погружения или путешествия.

Были времена, когда промышленные подводные боксы для фотокамер представляли собой огромные и неуклюжие многокилограммовые «гробики», к тому же весьма редко встречавшиеся в продаже. По этим причинам опытные мастера «мастрячили» самоделки из «съэконом-ленных» на ближайшем производстве материалов, но все же основной массе любителей понырять подводная фотография была практически недоступна.

Сегодня ситуация совсем другая, большое количество производителей предлагает огромный ассортимент специализированных подводных герметичных фотокамер, а также герметичных боксов для очень широкого набора пленочных и цифровых «сухопутных» фотоаппаратов. Остается только проблема выбора, который зависит как от желаемого качества результата, так и от условий погружения и предполагаемого бюджета на фотосъемку. Во многих случаях также потребуется набор различных аксессуаров. Ниже мы попробуем классифицировать ряд типовых решений для подводной фотографии.

Начнем с камер.

Самый простой и дешевый вариант -приобретение одноразовых подводных камер. Такие устройства массово продаются в большинстве популярных курортных центров по цене от десяти до нескольких десятков долларов. По сути это крайне простая пленочная «мыльница» с жестко закрепленным широкоугольным пластиковым объективом и фиксированной диафрагмой. Вся система настроена на гиперфокальное расстояние и обеспечивает приемлемую резкость примерно от одного метра до бесконечности. Внутри находится рулончик пленки, обычно 24-32 кадра. После съемки фотоаппарат отдается безвозвратно в сервис-центр, а взамен вы получаете проявленную пленку. Несмотря на свою примитивность, эта конструкция вполне работоспособна и при фотографировании в солнечный день на мелководье дает при фотографировании общих планов вполне пристойный результат, особенно, если вам не требуется печать фотографий более, чем 15 х 20. Ну а на большой глубине, там, где освещенность сильно уменьшается, сфотографировать что-либо, естественно, не удастся.

Следующий этап — подводные многоразовые пленочные «мыльницы». Обычно это весьма примитивные фотоаппараты, с минимальным количеством органов управления, чаще всего с единственной спусковой кнопкой и без каких-либо возможностей для управления фокусировкой или экспозицией. От своих одноразовых сестер эти камеры в основном отличаются наличием вспышки и моторным приводом для перевода пленки. Тем не менее, даже слабенькая встроенная вспышка дает фотографу несколько больше творческой свободы. Цена на камеры подобного класса начинается от пятидесяти долларов.

Как промежуточное решение, некий переход к специализированным подводным камерам, стоит упомянуть всепогодные фотоаппараты, которые выпускают многие фирмы. Раньше они были, естественно, пленочные, ну а сегодня в подавляющем большинстве это цифра. Это уже вполне универсальные камеры с развитым управлением и настройками, отличаются они от обычных бытовых моделей повышенно пыле- и влагозащищенностью, так, что выдерживают кратковременное погружение в воду на глубину 1-3 метра. Стоят они обычно весьма умеренно и на мелководье позволяют получить весьма качественные фотографии.

Самое универсальное решение — приобрести специализированную подводную камеру. Ассортимент здесь огромен, возможности выбора почти безграничны. Выпуском таких камер занимаются как известные фотобрэнды, такие как Canon или Nikon, так и специализированные производители. Бюджет покупки начинается от нескольких сотен долларов, а топовые модели с соответствующим набором оптики и аксессуаров обойдутся в несколько тысяч. При выборе кроме параметров самой камеры стоит ориентироваться также на наличие и доступность дополнительного оборудования, в первую очередь это относится к внешним вспышкам, которые стоят также весьма немало, но без которых почти невозможно получить достойный результат, особенно на глубине или ночью. За крайне редким исключением, надежность и эргономика специальных подводных камер стоит на высоте. Например, легендарные

фотомонстры серии Nikonos сняты с производства, но до сих пор используются многими профи, которые не собираются менять их на более современные модели. В общем, возможности выбора на этом поле чрезвычайно обширны и даже перечисление основных его критериев явно выходит за рамки этой статьи.

Альтернатива подводным фотоаппаратам — герметичные боксы, позволяющие применять под водой обычные камеры. Естественно, и они бывают разных типов.

Сверхбюджетное решение — приобретение мягкого бокса, подходящего почти для любой имеющейся камеры. Это изделие представляет собой прозрачный пакет из прочного пластика с герметичным, обычно завинчивающимся, входом и парой жестких пластиковых иллюминаторов для объектива и для видоискателя. Цена от десяти долларов и простота использования составляют главные достоинства этого решения. Ну а малая глубина погружения и небольшая надежность в плане протечек и проколов — основные недостатки. Во всяком случае, засовывать в мягкий бокс дорогую зеркалку не рекомендуется.

И, наконец, жесткие боксы, которые весьма и весьма разнообразны. Различаются они материалом изготовления (пластиковые — дешевле, металлические дороже, но прочнее и надежнее), максимальной глубиной погружения, функционалом (позволяют реализовать все элементы управления камерой, либо только самые необходимые) и т.п. Большинство боксов предназначены для фотоаппаратов строго определенной модели, а для зеркалок со сменной оптикой по понятным причинам оговаривается даже диапазон применимых объективов. Но есть и универсальные модели, в основном предназначенные для пленочных и цифровых «мыльниц» без зума.

Кроме самих фотокамер на современном рынке представлен ряд боксов для вспышек, соединительные провода с герметичными разъемами, различные ручки и кронштейны и т.д. При выборе бокса для фотоаппарата про все эти аксессуары не стоит забывать, хотя бы с точки зрения их совместимости, а также при планировании бюджета на покупку. Цены на эти изделия начинаются от 180-200 долларов для цифровых «мыльниц» среднего уровня, а для зеркалки или камеры просьюмерского класса качественный подводный бокс вполне может стоить дороже самого аппарата.

Владлен Дурницкий