Анубиасы в Московском Ботаническом саду
Если в г. Москве проехать две остановки на троллейбусе от метро Владыкино в сторону ВДНХ, то можно попасть в оранжереи Ботанического сада РАН. В состав оранжереи входит около двух десятков отделений с различными тропическими растениями. Наиболее интересным ( на мой взгляд) для любителей аквариумов и влажных флорариумов является отделение водных и прибрежных растений. Курирует это отделение Вадим Львович Шелейковский, человек отдавший пол жизни содержанию и коллекционированию водных растений. И результаты этой деятельности впечатляют. Несмотря на трудный постсоветский период, Вадиму Львовичу удалось сохранить и преумножить огромное количество видов криптокорин, эхинодорусов, анубиасов и других растений. А это кропотливый ежедневный труд по защите от вредителей, лечении различных болезней, которые наиболее остро проявляются при столь длительном содержании растений в замкнутом пространстве на одном месте. В конце концов, это ежегодные пересадки почти всех растений и замена грунтового субстрата. Представьте себе, что такое пересадка более 1000 видов каждый год. Я не представляю. Однако трудные времена все-таки оставили свой отпечаток и главным образом на составе сотрудников оранжереи. Из Ботанического сада ушли почти все люди, занимающиеся исследованием самих растений, их систематикой, закономерностями размножения и пр. Поэтому, к сожалению, получить какую-либо консультацию у оставшихся сотрудников оранжереи, касающуюся систематики или происхождения многих растений, практически не возможно.
Переходя собственно к анубиасам, постараемся ответить на вопрос – что же может дать Ботанический сад простым любителям этих растений. Я могу выделить два основных момента. Во-первых, это возможность наблюдать анубиасы большими группами. Мало кто может себе позволить делянку на пару квадратных метра A. gilletii. При этом в природе анубиасы в основном растут как раз группами, а не одиночными кустиками. Во-вторых, большинство растений содержится в Ботаническом саду уже более 40 лет, и их можно рассматривать в качестве направления поиска так называемых “чистых видов”. Хотя я сам и не люблю этого понятия, но факт есть факт, анубиасы ботанического сада не задела волна гибридизации и появления неопределенных видов в девяностые годы прошлого столетия. Итак, до моего первого появления в отделении водных растений (а это случилось осенью 2006 г.) там содержались следующие виды анубиасов:
1) Anubias hastifolia
2) Anubias gilletii
3) Anubias afzelii
4) Anubias barteri var. barteri
5) Anubias barteri var. nana
6) Anubias barteri var. angustifolia
7) Anubias barteri var. caladiifolia
8) Anubias sp. Gabon
9) Anubias sp. Ellepticus
10) Anubias sp. Heteroclita
11) Anubias sp. Undulatus
12) Anubias sp. “Ромб” (название придумано сотрудниками оранжереи)
Ниже будут приведены фотографии многих из этих растений и, я думаю, что каждый сможет сделать для себя какие-то выводы или найти ответы на давно назревшие вопросы. От себя расскажу лишь про A. hastifolia. Если вы зададите поиск картинок на сайте www.google.ru по названию Anubias hastifolia, то получите большое многообразие фотографий этого растения. Однако форма листовой пластинки большинства из них не будет соответствовать таковой на рисунке в ревизии рода Анубиас (1979 г). Некоторые любители считают, что за почти 40 лет растения могут сильно изменяться и возможно, что многих растений описанных в ревизии уже и не существует. Тем не менее, в Ботаническом саду растет именно такая хастифолия, какой ее видел Вим Крузио при написании ревизии. С чем же тогда связана такая изменчивость формы листовой пластинки? Я думаю, что ответ на этот вопрос скрывается в тайнах фирм поставщиков анубиасов. Достаточно одному человеку найти какой-нибудь гибрид, по ошибке ему приписать наименование, и попав в руки к разводчикам, это растение разойдется по всему миру. Я же больше склоняюсь к точке зрения, что в ревизии описаны не все природные виды. Это могло произойти элементарно из-за недостатка биологического материала в 1979 году. К тому же стоит ли серьезно относиться к дипломной работе (не диссертационной), а именно на этом уровне защищалась ревизия рода Анубиас (информация со слов Вадима Шелейковского). Прежде чем перейти к фотографиям, хотелось бы описать условия содержания анубиасов. Растения высаживаются в чистый торф в глухие пластиковые ящики (без отверстий). Зачастую корневище анубиасов оказывается полностью погруженным в торф. Вадим Львович в шутку их называет “морковками”. Со временем торф начинает закисать, и поэтому анубиасы приходится пересаживать почти ежегодно. На мой вопрос “почему бы не проделать в ящиках вентиляционные отверстия?”, Вадим ответил, что тогда растения придется поливать каждый день, а это трудно реализовать на практике. Влажность в оранжерее около 90%. На 8 часов в сутки включается искусственное освещение. Благодаря нашим стараниям с Эдуардом Монтаем из г. Липецка, коллекция анубиасов в Ботаническом саду пополнилась следующими видами:
1) Anubias barteri var. coffeefolia
2) Anubias barteri var. glabra
3) Anubias heterophyla
4) Anubias barteri var. nana “Petite”
5) Anubias sp. Frazeri (Это пока редкое для России растение было описано в предыдущей моей статье
Ранее этот материал был опубликован на Открытой Палюдариумной Конференции, однако в связи с ее закрытием на неопределенный срок, предлагаю обсудить его здесь.
Автор Дмитрий Логинов