Неженки
Эти строки из стихотворения Д. Кедрина как нельзя лучше подходят к описаниям многих аквариумных растений. Например, родина большинства криптокорин (Юго-Восточная Азия) расположена в тысячах километров от наших с вами домов, а эхинодорусам и вообще пришлось переехать с противоположной стороны земного шара. Тут вы можете возразить, что сейчас вряд ли в обычном магазине можно купить эхинодорус, выросший в одном из притоков Амазонки, и будете абсолютны правы.
«Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.»
Дмитрий Кедрин
Основная масса аквариумных растений выращивается в специальных питомниках. Несмотря на это, даже 100 лет в эволюционном процессе высших растений является всего лишь каплей в море и не могут существенно повлиять на их физиологию. Конечно, в своих аквариумах мы пытаемся создать условия, приближающиеся к таковым в естественной среде обитания зеленых любимцев. При этом многие пользуются различной справочной литературой, в которой указываются оптимальные параметры (температура, рН воды и т.д.) для содержания того или иного вида. Меня всегда удивляло, откуда берутся эти цифры. Иногда складывается впечатление, что многие авторы подобных изданий просто переписывают эту информацию друг у друга. Оказалось, что в некоторых случаях растения способны существовать и размножаться в более широком диапазоне параметров. В частности, есть примеры успешного культивирования эхинодорусов и нимфей в условиях климата Восточной Европы в летний период (см. “Аквариум” №5/2008 и №1/2009). Прочитав эти материалы, я подумал: “А чем хуже мои любимые растения – анубиасы?” К тому же подобные эксперименты способны объяснить некоторые явления, наблюдающиеся при аквариумном содержании этих растений, но об этом мы поговорим позже. Сейчас же я расскажу о своей попытке выращивания анубиасов в климате Московской области.
Если преследовать меркантильные цели, то в первой половине июня в лесу делать особо нечего, земля еще недостаточно прогрелась для роста грибов, да и ягоды пока не созрели. Тем не менее отечественная природа в это время года просто поражает буйством красок. Лучи летнего солнышка, просачивающиеся сквозь набравшие уже листву кроны берез, и аромат цветущих полевых трав создают особую атмосферу, располагающую человека к размышлениям над “вечными” проблемами. Меня же в это июньское утро мучил более приземленный вопрос: впишутся ли в подобный пейзаж анубиасы, выращенные за зиму в домашних теплицах?
Родина этих растений – Западная Африка. Вот что пишет об этом регионе чешский натуралист Йозеф Вагнер: “Тропический лес выглядит совсем не так, как знакомые нам леса умеренного пояса. В нем всегда тень, температура постоянная, почва влажная, а это идеальные условия для быстрого роста деревьев. На земле лежат мертвые листья, мертвые растения, корни, тут и там видны мох и папоротник, но все гниет с невероятной скоростью, так что слой перегноя никогда не бывает таким значительным, как в лиственных лесах умеренного пояса. Все, что падает с деревьев и съедобно, быстро уничтожают различные животные, грибы и бактерии.”
В природе анубиасы являются болотными растениями нижнего яруса тропического леса, произрастают по берегам водоемов и на отмелях рек. Держа в голове этот факт, в качестве места для своего “тропического огородика” я выбрал небольшой ручеек в лесном овраге, протекающий как по открытым участкам с густой травянистой береговой растительностью, так и в тени – под кронами деревьев лиственных пород.
В итоге, в тенистый участок был высажен Anubias sp. Gabon (cм. “Аквариум” №4/2009), а место под солнцем досталось гетерофилле (Anubias heterophylla). Оба анубиаса были в полупогруженном состоянии, т.е. под водой у них находились лишь корни и стебель (который в обиходе обычно называют корневищем), а листья – на воздухе. Кроме того, чтобы эксперимент не получился чересчур экзотичным, также был высажен небольшой кустик всем известного анубиаса Бартера разновидности “нана”, но уже полностью погруженным под воду. В ручье присутствовало достаточно сильное течение, и, чтобы растения не унесло, к корневищам пришлось привязать леской небольшие куски колотого красного кирпича.
Температура воздуха в течение июня колебалась в пределах от 9 до 30°C. Вода в ручье оказалась достаточно прохладной (10-17°C согласно нескольким замерам в разное время суток) и не успевала прогреваться за то небольшое время, когда солнечные лучи пробивались сквозь листву окружающего овраг леса. А в это время в г. Яунде, столице Камеруна, максимальная температура воздуха изо дня в день достигала одной и той же величины – 28°C, словно штампуемая неким небесным конвейером деталь. Не случайно в этой стране произрастает 6 видов анубиасов из 8, описанных в действующей ревизии (В. Крусио, 1979). Высокая и постоянная температура воздуха в совокупности с практически 100%-ной влажностью обеспечивают идеальные условия для произрастания растений этого рода.
Мои же анубиасы восприняли свое новое место жительства по-разному. Так “Габон” стойко держался в тени рядом стоящей ольхи, не выказывая каких-либо признаков недовольства, что свидетельствовало о достаточно большой влажности окружающего воздуха. То же самое можно было сказать и о полностью погруженной под воду “нане”. А вот гетерофилле не повезло, в течение нескольких дней она потеряла все листья, которые были высушены лучами палящего солнца.
Тем не менее это не сильно меня огорчило, ведь еще перед началом эксперимента я не питал больших иллюзий, что все будет гладко. А так у меня еще оставались A. sp. Gabon и A. barteri var. nana. Но в итоге и их благополучие оказалось эфемерным – его просто сдуло теплым июльским ветерком. Лишь один месяц удалось продержаться этим стойким оловянным солдатикам в условиях нашего климата. У “Габона” на листьях стали появляться темные пятна, отгнила точка роста, и к концу лета лишь несколько полугнилых листьев в русле ручья напоминали о моем эксперименте.
Собственно, можно было бы считать это предсказуемым финишем опыта, однако в самом начале сентября, отправляясь за осенними опятами, я все же еще раз навестил свой экзотический “огородик”. И был за это вознагражден. В ручье под слоем ряски мне удалось найти корневище гетерофиллы – без листьев и с полностью сгнившими корнями. Не прошло и двух недель после помещения находки в домашнюю теплицу, как она порадовала меня несколькими новыми корешками и светло-зеленым листочком. Этот пример еще раз демонстрирует удивительные свойства корневища анубиасов, позволяющие им переживать неблагоприятные условия.
В целом же стоит признать, что эти растения, кажущиеся на первый взгляд геркулесами подводного сада, на поверку оказались очень капризными созданиями. К. Кассельман в своем “Атласе аквариумных растений” считает, что для успешной вегетации анубиасов необходима температура 22-26°C, и эти цифры уже не вызывают у меня сомнений. Скорее всего, слишком низкая температура воды и послужила причиной гибели моих растений.
Многим аквариумистам анубиасы напоминают пластиковые муляжи. Подобные сравнения, возможно, и правомерны, но только если речь идет о внешнем виде, в остальном же эти растения требуют к себе очень бережного отношения, как и большинство других живых обитателей домашних водоемов. При покупке на рынке всегда необходимо обращать внимание на температуру воды в лотках с растениями. Мне часто приходится слышать вопросы и негодования аквариумистов по поводу того, что листья недавно приобретенного анубиаса стали желтеть, перфорироваться и, в конечном счете, отмирать. При этом в качестве причин такого поведения часто предполагаются нехватка различных микроэлементов в аквариумной воде, поедание улитками или рыбами-вегетарианцами, “тепличная родословная” продаваемых растений и т.д.
В действительности же в большинстве случаев подобный исход вызван небрежным отношением как продавцов, так и покупателей к этим выходцам из Западной Африки во время транспортировки и хранения вне аквариума. Кроме того, низкие температуры могут спровоцировать развитие грибковых заболеваний, которые являются частым спутником анубиасов, но это уже совсем другая история…
Автор Дмитрий Логинов
Журнал “Аквариум” № 1 за 2010 год. Опубликовано с разрешения редакции журнала.
Обсудить статью можно на нашем форуме