Гости с Мадагаскара
Все очень просто, сказки – обман.
Солнечный остров скрылся в туман.
Замков воздушных не носит земля.
Кто-то ошибся – Ты или Я?
А.Макаревич
Совсем недавно, к своему немалому удивлению, я обнаружил, что у далеких от аквариумистики людей, рассматривающих мою коллекцию водных растений, наибольший интерес вызывают мадагаскарские апоногетоны. Причем это касается не только легендарной увирандры ( Aponogeton madagascariensis ), но и еще трех представителей рода: A . ulvaceus , A . boivinianus , A . longiplumulosus . Культура содержания этих растений не очень сложна, но некоторые трудности все-таки имеются. И хотя, казалось бы, за четыре года общения с этими растениями можно узнать о них практически все… увы, апоногетоны задают новые вопросы быстрее, чем я успеваю найти ответы на старые.
Итак, мое знакомство с мадагаскарскими апоногетонами началось в 2000 году с приобретения у известного московского аквариумиста и террариумиста Петра Кожевникова кустика увирандры ( A. madagascariensis ). Имеющиеся в специальной литературе сведения о содержании этого растения показались мне весьма противоречивыми, поэтому я посчитал целесообразным попросить помощи у прежнего владельца.
Вопросы возникли практически сразу. Скажем, Петр привез для меня два куста, на выбор. А как правильно этот самый выбор осуществить? Оказалось, надо смотреть на состояние клубня, а все остальное, в том числе и пышная «ботва», – дело времени.
Как все гениальное, прост был и совет Петра относительно общих условий содержания: «Подменивай воду почаще да подкармливай раствором двухвалентного железа». На тот момент мои аквариумы были перенаселены рыбами, так что вопрос о подаче СО 2 в емкости не стоял.
– Ну, и где же трудности? – спросите вы. Да их как бы и нет. В большинстве своем при стабильной подмене 25-30% объема аквариумной воды раз в неделю, подкормке СО 2 и железосодержащими удобрениями проблемы могут возникать только с водорослевыми обрастаниями на листьях апоногетонов. Но это проблема аквариумистики в целом, имеющая множество решений, от временного затемнения аквариума до медикаментозных средств или применения УФ-стерилизатора. Неплохо справляются с ней и рыбы – живородящие карпозубые и кольчужные сомы. Правда, следует учитывать, что сомы и улитки могут повредить «точку роста» апоногетона, и тогда вы потеряете растение навсегда.
Фраза «потеряете растение навсегда» звучит забавно. Как будто можно потерять растение на время! Но с мадагаскарскими апоногетонами такое случается – некоторые клубни (причем это вовсе не обязательно относится ко всем апоногетонам того или иного вида) в условиях аквариума на какое-то время сбрасывают листья. Этот так называемый «явный» период покоя опасен тем, что возрастает вероятность повреждения точки роста растения не только водорослями, рыбами и улитками, но и аквариумистом (при чистке грунта сифоном, например). Явный период покоя у мадагаскарских апоногетонов как раз и мешает этим великолепным с эстетической точки зрения растениям занять достойное место в арсенале гидрофлоры, используемой профессиональными оформителями, однако не мешает растениям присутствовать в аквариумах любителей и коллекционеров.
«Неявный» период покоя также вызывает беспокойство у поклонников декоративных подводных лужаек. Он выражается в том, что растение перестает выпускать новые листья, сохраняя старые. Естественно, что в этот момент они наиболее подвержены обрастанию водорослями, но это не главная проблема. Доминирующей, опять же, являются неграмотные действия аквариумиста. Легкое беспокойство за драгоценный клубень часто перерастает в желание посмотреть, а не загнил ли он в грунте? Вместо того, чтобы надавить на грунт пальцем около растения и по отсутствию выделившихся пузырьков газа определить, что все в порядке, аквариумист вынимает растение из грунта, неизбежно повреждая при этом его корни. Убедившись, что все в норме, он высаживает розетку обратно, но травмированные фрагменты корневой системы начинают гнить и отмирают. Позже процесс гниения перекидывается и на клубень.
Что же делать, если вы все же вынули клубень из грунта? Решение очень простое: надо положить его обратно (не обязательно на то же место), но не закапывать, а просто придавить камешком. Растение отдохнет и пустит новые корни, которые сравнительно быстро затянут клубень в толщу гальки.
Знаю абсолютно точно, что шарики глины, помещенные в грунт, способствуют развитию растения. Эксперимент по внесению смеси глины и угля я не проводил, но могу предположить, что вероятность загнивания клубня должна уменьшиться во много раз.
Теперь поговорим о методике содержания апоногетонов. В принципе я стараюсь выращивать всю свою водную флору в одинаковых условиях, несмотря на наличие в хозяйстве 30 аквариумов и возможности воссоздать в них среду обитания наиболее типичную для ареалов тех или иных конкретных растений или групп. Регулярно, по вторникам, подмениваю часть воды (примерно 30%) и добавляю раствор удобрений. Температуру удерживаю в пределах 25 °С. Меня такой ритм вполне устраивает, да и большинство растений чувствуют себя неплохо, многие даже цветут (правда, я старюсь предотвратить цветение). Тех же гидрофитов, которым этот режим оказывается не по нутру, переселяю в палюдариумы.
Водопроводная вода имеет следующие показатели: p Н = 6,5-7,5, GH 7-9°, в зависимости от времени года и качества тестов, что достаточно стандартно для Москвы. Грунт – галька размером частиц 3-5 мм. Прикорневая подкормка – шарики глины, иногда с добавкой водонерастворимого удобрения AVA .
Освещение – 10 часов в сутки люминесцентными лампами. По спектру это смесь ламп двух типов – с цветовой температурой 2900К и ЗЗООК. При высоте столба воды не более 45 см выдерживается освещенность порядка 0,5 Вт/л. Круглосуточная аэрация, фильтрация и подача СО 2 . Рыб мало или нет вообще. Обязательно в аквариумах находится коряга, в основном из дуба или орешника.
Из 11 видов апоногетонов, произрастающих на острове Мадагаскар и включенных Ван Бруггеном ( Van Bruggen ) в ревизию рода в 1985 году, в коллекциях российских любителей, в том числе и моей, встречается четыре: A . longiplumulosus , A . boivinianus , A . ulvaceus и A . madagascariensis . Плюс несколько межвидовых гибридов, но меня они не интересовали. Мне достоверно известно о том, что в Москве успешно содержится еще один представитель рода – A . capuronii , но заполучить его пока не удалось. Ранее клубни этого вида завозились в Россию, но растения выпускали по нескольку листочков и погибали; правда, отдельным аквариумистам повезло больше, и они сегодня являются владельцами раритетных экземпляров.
Почему же их не завозят сейчас? Сборщики с Мадагаскара на просьбу о расширении ассортимента отвечают: «Мы постараемся», что в переводе на русский стоит понимать как «после дождичка в четверг». Вообще, по словам российских поставщиков, работать с мальгашами труднее, чем с русскими. То у них пожары, то война, то крокодилов много, то в голодное время все клубни съели и так далее.
Сведений о каких-либо поставках еще шести мадагаскарских представителей рода ( A . bernierianus , A . decaryi , A . tenuispicatus , A . cordatus , A . dioecus , A . viridis ) у меня нет.
Более близкое знакомство с мадагаскарскими апоногетонами стоит начать с A . longiplumulosus . В моей коллекции есть два куста, отличающиеся степенью «волнистости» листьев.
Обе формы одинаково хорошо развиваются в аквариумах и достаточно легко зацветают. Это очень декоративное водное растение одновременно держит большое количество длинных, лентовидных, ломких и в разной степени гофрированных листьев. Листовая пластина при ширине всего 1,5 см достигает длины 40 см.
В аквариумах от 200 литров великолепно смотрятся 3-5 кустов, посаженных у задней стенки, а в емкости свыше 400 литров их лучше разместить на среднем плане. Можно высаживать и по одному кусту, а чтобы подчеркнуть красоту гофра, нужно тщательно подбирать соседей. Старые листья подвержены водорослевым обрастаниям, но при этом легко отделяются от клубня. Во время периода покоя растения не сбрасывают листья – по крайней мере так они себя ведут в моих условиях.
A . boivinianus появился в моей коллекции не так давно. В принципе те, кто видел криптокорину апоногетонолистную ( Cryptocoryne aponogetifolia ), сразу поймут, на что похож A . boivinianus и в честь кого упомянутая «криптушка» получила свое научное название. Рекомендовать это растение можно владельцам крупных (литров от трехсот) аквариумов, так как большое количество листьев длиной до 60 см и шириной до 8 см легко затенят небольшой водоем. Если бы не размеры, наверное, этот апоногетон был бы желанным гостем у многих любителей гидрофлоры. Его темно-зеленые кожистые лентовидные волнистые листья – одно из красивейших зрелищ для ценителей.
При оформлении A . boivinianus следует высаживать на заднем плане. Поток воды от фильтра добавит динамики и красоты аквариуму. Апоногетон можно высадить как солитер, но я предпочел бы для этой цели одну из двух дальних «сильных точек», так как на переднем плане могут возникнуть проблемы с почвопокровными растениями. В частности, некоторые криптокорины, лишившись света под покровом огромных листьев апоногетона, быстро погибают. Лучшими соседями этому красавцу окажутся крупные анубиасы, например Anubias barteri var . caladiifolia . Ничего не могу сказать о цветении и периоде покоя этих растений, так как не наблюдал пока ни того, ни другого.
Aponogeton ulvaceus не менее красив и неприхотлив. Свое название получил из-за внешнего сходства с морскими водорослями – ульва. В мою коллекцию это растение попадает давно, часто и в больших количествах, но всегда, к моему разочарованию, это одна и та же форма – со светло-зелеными перекрученными, волнистыми листьями длиной до 50 см. Форму с плоскими листовыми пластинками добыть пока не удалось. Второе постигшее меня разочарование связано с цветением этих апоногетонов. Все мои A . ulvaceus образовывали белые цветки, а я хочу иметь и форму с фиолетовыми (в литературе упоминаются цветки желтого и голубого цветов, а также живородящая форма A . ulvaceus , но…).
Это растение трудно перевозить не повредив нежные, водянистые листья. Лучше всего использовать в таких случаях канну или термосумку. Гарантировать сохранность листьев при транспортировке в пластиковом пакете я бы не рискнул. Однако в хороших условиях ульвацеус дает до двух листьев в день и быстро разрастается.
После образования небольшого количества листьев A . ulvaceus пытается цвести. Я обламываю первые три цветоноса, потом «разрешаю» растению продемонстрировать свой белый цветок, а спустя какое-то время вновь стараюсь не допустить цветения. При таком режиме я ни разу не сталкивался с «явным» периодом покоя. Все растения либо непрерывно развивались, либо замирали на какой-то период, но сохраняли все листья. А вот мои знакомые аквариумисты, постоянно любующиеся цветками A . ulvaceus , жалуются на регулярные «спячки» со сбросом листьев.
Учитывая большое количество листьев и размеры, место этому апоногетону – на заднем или среднем плане. Я неоднократно пробовал использовать его в качестве солитера, но ни разу не был доволен полученным эффектом.
А вот следующее растение, которое я оставил напоследок как самое привередливое, вряд ли сможет когда-нибудь надоесть. Ибо речь пойдет о A . madagascariensis , или, как его по старинке называют, увирандре. В обиходе, среди продавцов гидрофлоры, достаточно часто можно услышать сленговые «сетка» или «решетка», что очень точно отражает структуру листа, ибо это одно из немногих в природе растение с отсутствующей листовой тканью.
Три наиболее распространенные в Европе формы этого растения Ван Бругген описал как A . madagascariensis var . madagascariensis , A . madagascariensis var . major и A . madagascariensis var . henkelianus .
Но форм у этого вида намного больше, и с каждой партией появляются новые. Условно их можно разбить на две группы: широколистные и узколистные.
В каждой группе есть растения, отличающиеся размерами листа (они варьируют в широчайших пределах – от 3-4 см и до метра). Дальнейшее деление по форме, размеру ячеек и цвету молодых листьев доводит число форм до значения, во много раз превышающего то скромное количество, которое описал уважаемый голландский ботаник. Чтобы как-то различать эти формы, существуют коммерческие наименования. Честно говоря, после безуспешной попытки в них разобраться я и пришел к той условной группировке, которую описал выше.
Сейчас у меня в наличии три формы этого апоногетона: узколистная с длинным листом и две широколистные с длинными листьями. Одно растение образует новые светло-зеленые листья с достаточно правильными ячейками; второе – винно-красные, некоторые ячейки которых рассекают поперечные жилки. Если две первые формы без проблем содержатся в моих аквариумах, то форма с винно-красными ювенильными листочками требует особого внимания.
Во-первых, подмена воды один раз в неделю это растение явно не удовлетворяет; приходится производить «освежение» в два раза чаще. Подкормка удобрениями вместе с дополнительной подменой не требуется. Во-вторых, листья сильно подвержены обрастанию водорослями. В-третьих, загнивание клубня в грунте для этой формы в моих условиях – отнюдь не редкость. В-четвертых, после высадки привезенных клубней достаточно часто появляются несколько точек роста.
И если после аккуратной «резки» клубней других апоногетонов теряется незначительное количество «дополнительных» растений (а в случае с A . boivinianus я не потерял ни одного), то результат «хирургического вмешательства в личную жизнь» этого мадагаскарца чаще всего отрицательный – могут погибнуть все части клубня. Приобретать эти растения я советовал бы с целыми, нерезаными клубнями и высаживать только в уже «созревший» аквариум. Допускаю, что все мои проблемы с данной формой вызваны температурой воды: 25 °С для нее, может быть, многовато.
A . madagascariensis обладает выраженным периодом покоя. Я на время «спячки» оставляю клубни в общем аквариуме, хотя и не считаю это решение лучшим. Но и помещать клубни в холодильник также не стал бы – уж лучше хранить их в отдельном сосуде с минимальной вероятностью повреждения точки роста и появления водорослей.
Вот практически и все. Осталось только объяснить, почему героев статьи я окрестил «гостями». Все дело в нерентабельности выгонки мадагаскарских апоногетонов, поскольку размножаются они только генеративно (за исключением редких «живородящих» форм). То есть рано или поздно ваше растение погибнет, а деток скорее всего не даст. В свое время известный московский аквариумист В. Грачев занимался опылением вышеописанных апоногетонов, получением семян и их проращиванием. Получить семена не удалось только у формы A . ulvaceus с белыми цветками, но других у него не было (вот поэтому я и ищу форму с фиолетовыми соцветиями). С остальными апоногетонами все прошло более или менее успешно, но товарного вида сеянцы достигли только через два года. Если подсчитать затраты на их выращивание…
Размножение методом тканевой культуры (меристемы) отнюдь не удешевляет эти растения; по моим прикидкам, скорее наоборот. Да и полученные в результате клоны в дальнейшем невозможно скрестить, так как по сути это – одно и то же растение. Единственный приемлемый выход – это импорт клубней с Мадагаскара.
Так стоит ли заниматься мадагаскарскими апоногетонами? По-моему, да, стоит. Ведь Мадагаскар – это остров, который по тем или иным причинам может и исчезнуть с лица Земли (и не только из-за деятельности человека – тайфуны, лесные пожары, землетрясения, извержения вулканов и т.д. никто не отменял). Не исключен вариант, что правительство просто запретит вывоз клубней с острова. Продолжать не буду, но, возможно, опыт размножения мадагаскарских апоногетонов будет востребован в ближайшие годы.
И. Киреенко
www.paludarium.ru