Икромечущие карпозубые: Афиосемионы
Это страшное словосочетание: «икромечущие карпозубые»! При звуке его у любого нормального аквариумиста сразу возникают ассоциации с торфом, дистиллятом, полугодичным ежедневным проветриванием и увлажнением икры ради того, чтобы вырастить крошечную рыбку, по красоте и яркости окраски не имеющую аналогов в пресноводном мире, которая будет украшением его аквариума, грозой его обитателей и тихо загнётся в преклонном возрасте 6-9 месяцев, и всё начнётся по новой… И торф, и дистиллят, и висение над икрой… «И кому это надо?» — спросит себя нормальный аквариумист и заведёт себе малавийских цихлид или гуппи.
Так и я, увидев в далёком детстве портрет нотобранхиуса Гюнтера, был поражён его красотой, но… 9 месяцев возни на 3 месяца удовольствия не вызвали вдохновения и первая любовь завяла на корню. В дальнейшем в книгах неоднократно попадались различные «калиурусы» и прочие представители славного семейства, но везде одно и то же: очень мягкая торфованная вода, температура 28-30 °С, подсушивание икры 1-9 месяцев, срок жизни 0,5-1 год. Так бы я и шарахался от изредка попадающихся на глаза прелестных рыбок, если бы не протащил на работу приобретённого по случаю Штербу. Среди набросившихся от безделья на красивые картинки сотрудников оказался один, которому не удалось пережить в детстве приступ аквариумистики. В отличие от большинства, он и в изрядном возрасте остался аквариумистом. Когда я добрался до фотографии афиосемиона Гарднера и заявил, что очень хотелось бы завести, но страшно, да и взять негде, мне было сообщено, что во-первых; у него есть, во-вторых; не понимает, что тут страшного? Классические аргументы не прошли. Вода их вполне удовлетворяла текущая в минском водопроводе, вместо торфа вполне годятся мелколиственные растения, икра прекрасно развивается и без подсушивания, окружающую рыбу не трогают, за исключением гуппиных хвостов, ну так кто их не щиплет, а если держать в густо заросшем аквариуме, так можно и не отбирать икру, а отлавливать мальков, как у живородок (или не отлавливать, всё равно какое-то количество вырастет), прекрасно выглядят и чувствуют себя при температуре 22-25 °С, живут при этом 3-4 года и вообще, гуппи по сравнению с ними очень нежная рыба. Потом появился афиосемион стриатум, которого вполне удовлетворили те же условия, и мнение, что писатели попадавшихся мне книг просто стригут под одну гребёнку всех принадлежащих к роду Aphyosemion.
Собственно говоря, «афиосемион» в понимании аквариумистов несколько не соответствует номенклатуре рода Aphyosemion, так как в связи с развитием научных взглядов на природу и необходимостью написания статей и получения званий род постоянно перетасовывается. Бывшие подроды выделяются в самостоятельные роды, цветовые вариации и территориальные популяции становятся самостоятельными видами, виды кочуют из одного рода в другой… Добавить ещё то, что многие «виды» отнесённые к разным родам скрещиваются между собой, давая способное к размножению потомство, в результате чего непрерывно открываются новые виды и возникают споры, к какому роду они относятся. При этом привлекаются веские аргументы начиная от количества хромосом и заканчивая тем, к востоку или западу от Того обитает данная особь. С другой стороны, к территориальным популяциям одного вида могут быть отнесены не скрещивающиеся между собой рыбы как Aphyosemion bivittatum, хотя сейчас его поделили на виды и по разным источникам отнесли кто к подроду Chroma, кто к самостоятельному роду Chromaphyosemion. Впрочем, неучёных аквариумистов это беспокоит мало, для них афиосемион остаётся афиосемионом вне зависимости от того, куда его забросила очередная ревизия и неважно, как он теперь называется: Chromaphyosemion, Fundulopanhax, Scryptaphyosemion, Gularopanchax, Mesoaphyosemion, Paludopanchax, Paraphyosemion, Raddaella, Kathetys или даже Diapteron, который в большинстве умных книжек проходит отдельным родом, в отличие от предыдущих, зачастую считающихся подродами рода Aphyosemion. С точки зрения аквариумной культуры всё их многообразие делится на группы, различающиеся условиями обитания и особенностями размножения и называемые по наиболее известному виду этой группы.
A. gulare: Объединяет крупные виды размером 9-14см, обитающие во временных водоёмах Камеруна и Нигерии. Предпочитают крупный живой корм. В связи с размерами и территориальным поведением, рекомендуются аквариумы от 100л. Икра развивается во влажном субстрате от 6-ти недель до 6-ти месяцев. К группе относятся: A. schwoiseri, A. deltaense, A. fallax, A. sjoestedti, A. kribianum.
A. arnoldi: Небольшие рыбки размером 5-6см, также относящиеся к сезонным. Представители: A. filamentosum, A. robertsoni.
A. gardneri: Размер 6-9см, икра развивается в воде 3-6 недель, но может храниться и во влажном субстрате. Кроме многочисленных подвидов и популяций A. gardneri включает A. ndianum, A. amieti, A. puerzli, A. spoorenbergi, A. cinnamomeum, A. mirabile.
A. bivittatum: Очень эффектные рыбки длиной около 6см. Главной особенностью самцов являются непарные плавники огромных размеров. Икра развивается в воде. Кроме номинального вида включает: A. multicolor, A. volcanum, A. splendopleure, A. loennbergi, A. riggenbahi.
A. elegans: Спокойные некрупные виды с удлинёнными крайними лучами непарных плавников. Икра развивается в воде. При разведении требовательны к качеству воды. Рекомендуется очень мягкая вода с нулевой карбонатной жёсткостью, хотя это и расходится с моим личным опытом в отношении A. striatum. Другие виды: A. christyi, A. cognatum, A. lamberti, A. rectogoense, A. melanopteron, A. ferranti, A. lujae, A. striatum, A. wildekampi, A. punctatum, A. chauchei, A. schioetzi.
A. cameronense: Четыре подвида номинального вида, а также A. raddai, A. amoenum, A. oeseri, A.scheeli, A. marmoratum. Средней величины виды. Икра развивается в воде.
A. calliurum: Одна из самых многочисленных и широко распространённых групп. Наиболее известными представителями являются A. calliurum, A. australe, A. herzogi, A. franzwernera.
A. coeleste: Обитают в Заире и Габоне. Кроме номинального вида к ней относятся A. ocellatum и A. citrineipinnis.
А. louessense: Включает всего три вида, но с многочисленными локальными популяциями. А. ogoense, A. labarrei и А. louessense.
Особняком в роде Aphyosemion стоит вид А. walkeri. Икра развивается в торфе в течение двух месяцев.
Это деление на группы очень условно, так как рыбки обладают высокой адаптивной способностью и через несколько поколений, как правило, приспосабливаются к имеющимся условиям.
В связи с особенностями природных мест обитания – стоячие и медленнотекущие водоёмы, лужи, болота и т.д., вплоть до описанного в литературе случая обнаружения A. sjoestedti в дупле дерева – рыбки отличаются неприхотливостью, особенно в молодом возрасте, например малька, вылупившегося в дистилляте, можно сразу пересаживать в жёсткую воду. Взрослые рыбы более критичны к изменениям параметров воды, особенно к резкому увеличению рН, которое вызывает шок, способный привести к летальному исходу. Так что приобретать их лучше, когда самцы только начинают окрашиваться, хотя это далеко не всегда удаётся.
Агрессивность афиосемионов также сильно преувеличена в литературе, что не является заблуждением авторов, а вытекает из всё той же ошибки со слишком высокой температурой, в результате чего у них возрастает и без того немаленький аппетит. При достаточном количестве корма рыбки прекрасно уживаются с другими, близкими по размеру, хотя, и тут я согласен с книгами, лучше для них видовой аквариум небольшой ёмкости, с густыми зарослями мелколистных растений и свободным местом для плавания.
При разведении используют различные способы. Простейшим является отлов несъеденных мальков с поверхности воды. Применим, естественно, только для видов не нуждающихся в подсушивании икры. У рыб, откладывающих икру на растения, можно периодически вынимать субстрат и помещать его в инкубатор целиком или выбирать из него икру. Обычно рыбки откладывают по нескольку икринок в день, поэтому для получения более-менее одновременного выклева мальков производителей разделяют на 3-7 дней. В качестве субстрата можно применять как растения, так и пучки синтетических нитей, просто положенных на дно или прикреплённых к поплавку. Производители охотно поедают выметанную икру, особенно не попавшую в гущу растений, а упавшую на дно. Во избежание этого на дно можно поместить решётку, сделанную из оргстекла или ПВХ (к этим материалам икра не клеится). Помещённую в инкубатор икру стоит подвергнуть обработке трипафлавином (акрифлавином) в концентрации примерно вдвое превышающей лечебную.
Для видов, откладывающих икру в грунт, в качестве субстрата используют торф или мелкий песок. Субстрат укладывают на дно слоем 2-3 см, если для нереста используется отдельная ёмкость или помещают в «скворечник», если нерест идёт в «жилом» аквариуме. В случае использования в качестве субстрата песка, икру следует обработать трипафлавином.
Болезням рыбы практически не подвержены. Иногда, как правило, у мальков, но случается и у взрослых рыб, у них отказывает плавательный пузырь и они переходят на образ жизни столь любимых Владсоном сомов, что, впрочем, не сказывается ни на темпах роста, ни на функции воспроизводства. Причины этого обнаружить в литературе не удалось. У мальков такой эффект возникает обычно при задержке с выклевом.
В заключение хочу предупредить, что всё вышеизложенное не только не догма, но даже и не руководство к действию. Икромечущие карпозубые вообще и афиосемионы в частности, ставят перед аквариумистом очень много вопросов, честным ответом на которые будут слова, сказанные одним хорошим человеком: «Не знаю… У меня однажды вот так получилось!»